«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ

Информация по Федеральному закону
«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ на территории Кабардино-Балкарской Республики

Предназначено для специалистов и сотрудников органов социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики, для граждан, которые нуждаются в предоставлении социальных услуг.
Оглавление
Цель нового закона3
Основные принципы социального обслуживания3
Система социального обслуживания4
Права получателей социальных услуг4
Обязанности получателей социальных услуг5
Права поставщиков социальных услуг5
Обязанности поставщиков социальных услуг5
Информационная открытость поставщиков социальных услуг6
Поставщики социальных услуг не вправе6
Обращение о представлении социального обслуживания6
Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании7
Индивидуальная программа7
Договор о предоставлении социальных услуг8
Отказ от социальных услуг9
Формы социального обслуживания9
Виды социальных услуг9
Реестр поставщиков социальных услуг10
Регистр получателей социальных услуг11
Требования к порядку предоставления социальных услуг12
Стандарты социальных услуг12
Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании12
Плата за социальные услуги13
Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания13
Перечень15
законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Кабардино – Балкарской Республики принятых в рамках реализации15
Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»15
Приказ Министерства туда, занятости и социальной защиты КБР от 05.12.2014 № 194-П «Об утверждении форм договоров о предоставлении социальных услуг»17

Информация по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ
«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
и нормативно правовым актам, принятым на территории
Кабардино-Балкарской Республики в целях его реализации

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Социальным обслуживанием в России охватываются разные категории граждан: пенсионеры, инвалиды, безработные и других категории.

Цель нового закона
Основная задача нового закона – развитие системы социального обслуживания граждан, повышение качества и эффективности предоставляемых услуг. Он устанавливает правовые, организационные, экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере социального обслуживания; права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг; определяет формы, виды и основные принципы социального обслуживания, виды социальных услуг.
В т.ч. и внедрение в сферу социального обслуживания современных принципов предоставления социальных услуг: оказание комплексной помощи семье в целом, а не только отдельным ее членам; привлечение некоммерческих организаций в сферу социального обслуживания граждан; перевод на рыночные механизмы.
Закон в значительной степени меняет сложившуюся в последние два десятилетия модель организации социального обслуживания, чтобы социальное обслуживание могло в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества.
Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя.
Закон вводит новые понятия «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании». Понятие «стандарт социальной услуги» излагается в новой редакции (основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги), при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг.
Региональное законодательство прописывает порядок и механизмы предоставления социальных услуг в зависимости от региональных особенностей и приоритетов социальной политики.

Закон Кабардино-Балкарской Республики «О регулировании отношений в сфере социального обслуживания граждан в Кабардино-Балкарской Республике»; от 16.12.2014 № 66-РЗ.
Основные принципы социального обслуживания
• соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, гуманный характер, не допустимость унижения чести и достоинства человека
• равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям
• адресность предоставления социальных услуг, названный принцип означает, что конкретные виды социальных услуг оказываются не группам граждан, а конкретным нуждающимся, с учетом их индивидуальных потребностей. В отношении каждого получателя социальных услуг выбираются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Документом, который подчеркивает адресный характер предоставления социальных услуг, является индивидуальная программа, которая составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах и в установленные сроки подлежит пересмотру (см. ст. 16 Закона).
• добровольность
• конфиденциальность
Среди главных изменений следует обратить внимание на преобразование основополагающих принципов социального обслуживания. В целях обновления подхода к обеспечению граждан качественными социальными услугами в регулировании системы социального обслуживания введены и новые принципы:
• приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг
• сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде. Это означает преимущественное внимание к развитию стационарозамещающих технологий, поддержке граждан, проживающих у себя дома, с помощью соответствующих социальных услуг – вместо перемещения этих граждан в стационарные учреждения, когда в силу возраста, травмы или заболевания они не могут самостоятельно осуществлять самообслуживание и перемещение. Этот принцип ориентирует на поддержание жизненных ресурсов самих граждан, продление их социальной активности.
Среди ранее действовавших принципов исключен принцип профилактической направленности социального обеспечения. Таким образом, в настоящее время социальное обслуживание граждан направлено, прежде всего, на решение текущих проблем граждан, а не на профилактику возникновения ситуации «нуждаемости в социальном обслуживании».

Система социального обслуживания
«Система социального обслуживания» по своему содержанию гораздо шире понятия «системы социальных служб», поскольку в нее включены федеральный орган исполнительной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Слово «система» подчеркивает взаимосвязь и взаимодополняемость участников системы социального обслуживания, которые объединены тем, что подчинены положениям Закона и иным нормам законодательства в сфере социального обслуживания, имеют взаимосвязанные цели и задачи деятельности, действуют на основании общих принципов.
Отдельно следует обратить внимание на социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги.
В данном случае речь идет только о части социально ориентированных некоммерческих организаций, в уставе которых названы цели, задачи и виды деятельности, связанные с оказанием социальных услуг.
Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Права получателей социальных услуг
• уважительное и гуманное отношение;
• получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах и стоимости, о возможности получения услуг бесплатно, о поставщиках услуг;
• выбор поставщика или поставщиков услуг;
• отказ от предоставления услуг;
• защиту своих прав и законных интересов;
• участие в составлении индивидуальных программ;
• обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих сантребованиям, и надлежащий уход;
• свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
• социальное сопровождение.
Социальное сопровождение сродни оказанию социальных услуг, но имеет несколько иную природу. Поставщик социальных услуг обязан при необходимости оказывать содействие гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

Обязанности получателей социальных услуг
• предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг
• своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг
• соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.
Права поставщиков социальных услуг
• запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания
•отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 18 Закона
•быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ
•получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
Приведенным перечнем не исчерпываются права поставщика социальных услуг, т.к. к ним добавляются и иные права, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, организациям в зависимости от их профиля и т.п.

Обязанности поставщиков социальных услуг
• осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством
• предоставлять услуги получателям в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров
• предоставлять бесплатно в доступной форме получателям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости либо о возможности получать их бесплатно
• использовать информацию о получателях услуг в соответствии с требованиями о защите персональных данных
• предоставлять уполномоченному органу субъекта РФ
информацию для формирования регистра получателей
• осуществлять социальное сопровождение
• обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы
• предоставлять получателям услуг возможность пользоваться услугами связи, «Интернет» и услугами почтовой связи при получении услуг
• выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания
• обеспечивать получателям услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время
• обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей услуг

Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.12.2014 № 282-ПП «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Кабардино-Балкарской Республике».

Информационная открытость поставщиков социальных услуг
• Поставщики социальных услуг формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивают доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания.
• Перечень необходимой информации в п.2 статьи 13

Приказ Министерства туда, занятости и социальной защиты КБР от 01.12.2014 № 190-П «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Поставщики социальных услуг не вправе
• ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения
• применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними
• помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации соц. обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.

Обращение о представлении социального обслуживания
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания. При этом получатель социальных услуг обязан в заявлении указать на обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Получатель социальных услуг полностью несет ответственность за сокрытие информации, которая может иметь значение для оказания ему социальных услуг, например о наличии медицинских противопоказаний.

Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании
В данном Законе: введено новое понятие «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании», исключено понятие «трудная жизненная ситуация» место этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании (статья 15 Закона).
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности:
• полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
• наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
• наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
• отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
• наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
• отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• отсутствие работы и средств к существованию;
• наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Приказ Министерства туда, занятости и социальной защиты КБР от 03.12.2014 № 192-П «О признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании».

Индивидуальная программа
Индивидуальная программа является документом, который составляется для каждого получателя социальных услуг исходя из личных потребностей в социальном обслуживании. Обращение с заявлением о предоставлении социального обслуживания и признании лица нуждающимся в социальном обслуживании является основанием для составления индивидуальной программы.
Смысл введения индивидуальной программы состоит в дифференцировании подхода к каждому получателю социальных услуг в зависимости от его личных потребностей и нуждаемости в определенных формах социального обслуживания, видах социальных услуг. Можно привести в качестве аналогии индивидуальную программу реабилитации инвалида, составляемую в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Поставщики обязаны предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора, а также порядком предоставления социальной услуги (статья 12 Закона).
Законом определено содержание индивидуальной программы. В документе указаны:
• форма социального обслуживания
• вид обслуживания
• объем
• периодичность
• условия
• сроки предоставления социальных услуг
• перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг
• мероприятия по социальному сопровождению
• составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах,
• пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года
• пересмотр ИП осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы
• ИП для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика услуг — обязательный характер
• составляется в двух экземплярах. Экземпляр ИП, подписанный уполномоченным органом субъекта РФ, передается гражданину в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления
• в случае изменения места жительства получателя ИП, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в по новому месту жительства, до составления ИП по новому месту жительства
Получатель социальных услуг имеет право участвовать в составлении индивидуальной программы. Уже при обращении за получением социальной услуги в заявлении получатель социальной услуги указывает список желаемых поставщиков социальных услуг, виды и формы социального обслуживания.

Договор о предоставлении социальных услуг
Договор о предоставлении социальных услуг должен быть заключен в установленный срок, а именно в течение суток с даты предоставления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. То есть предоставление индивидуальной программы влечет за собой возникновение обязанности поставщика социальных услуг заключить договор о предоставлении социальных услуг с получателем социальных услуг.
Договор заключается как непосредственно с получателем социальных услуг, так и может быть заключен с законным представителем такого лица. В этом случае гражданин — получатель социальных услуг упоминается в договоре не как сторона договора, а как лицо, которому предоставляются социальные услуги. Так, договор о предоставлении социальных услуг:
• составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах
• пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года
• пересмотр ИП осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы
• ИП для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика услуг — обязательный характер
• составляется в двух экземплярах. Экземпляр ИП, подписанный уполномоченным органом субъекта РФ, передается гражданину в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления
• в случае изменения места жительства получателя ИП, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в по новому месту жительства, до составления ИП по новому месту жительства.

Приказ Министерства туда, занятости и социальной защиты КБР от 05.12.2014 № 194-П «Об утверждении форм договоров о предоставлении социальных услуг».

Отказ от социальных услуг
• Гражданин имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу (ст.18 Закона)
• Отказ получателя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта РФ и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги

Формы социального обслуживания
• социальное обслуживание на дому
• полустационарная форма социального обслуживания. Предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
• стационарная форма социального обслуживания. Социальные услуги предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Предоставляются все виды социальных услуг, за исключением срочных социальных услуг.
Понятие «нестационарное социальное обслуживание» утратило силу.

Виды социальных услуг
• социально — бытовые (направлены на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту);
• социально-медицинские (направлены на поддержание и сохранение здоровья получателей услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья);
• социально-психологические (предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия);
• социально-педагогические (направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей);
• социально-трудовые (направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией);
• социально-правовые (направлены на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг);
• в целях повышения коммуникативного потенциала получателей (услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов);
• срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные услуги). Предоставляется без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг в целях оказания неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг. Подтверждением предоставлением данных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, подтвержденный подписью их получателя;
• социальное сопровождение (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия).
Социальное сопровождение осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта РФ:
• перечень органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих межведомственное взаимодействие;
• виды деятельности, осуществляемой органами государственной власти субъекта РФ;
• порядок и формы межведомственного взаимодействия;
• требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме;
• механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в том числе порядок привлечения организаций к его осуществлению;
• порядок осуществления государственного контроля (надзора) и оценки результатов межведомственного взаимодействия.

На территории КБР с 1 января 2015 г. действует постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10 декабря 2014 г. № 285-ПП «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в связи с реализацией полномочий Кабардино-Балкарской Республики в сфере социального обслуживания».

В данном Законе: вместо понятия «клиент» введено понятие «получатель социальных услуг», вместо понятия «учреждение, оказывающее социальные услуги» введено понятие «поставщик социальных услуг».

Утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг находится в компетенции федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона). В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236. Исходя из этого перечня, субъекты РФ утверждают собственные перечни социальных услуг, которые подлежат применению на территории конкретного региона.

В Кабардино-Балкарской Республике принят Закон « О регулировании отношений в сфере социального обслуживания граждан в Кабардино-Балкарской Республике» от 16 декабря 2014 г. № 66-РЗ, который устанавливает перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Кабардино-Балкарской Республике, а также размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Реестр поставщиков социальных услуг
Реестр поставщиков социальных услуг является информационной системой в сфере социального обслуживания, функции оператора которой осуществляются уполномоченным органом субъекта РФ и организациями, с которыми указанный орган заключил договоры об эксплуатации реестра.
Такие реестры формируются в субъектах РФ на основании данного Закона и региональных нормативных правовых актов. На основе Методических рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.07.2014 № 484н, регионы формируют свою нормативную базу.
Включение организаций социального обслуживания в названный реестр осуществляется на добровольной основе. Значит, любая организация социального обслуживания на добровольной основе может подать документы для включения в реестр и получит возможность оказывать услуги.
При этом равные возможности быть включенными в названный реестр имеют все поставщики социальных услуг: и юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
Реестр поставщиков социальных услуг в субъекте РФ размещается на официальном сайте уполномоченного органа субъекта РФ в сети Интернет.
Уполномоченный орган также осуществляет проверку достоверности и актуальности информации, содержащейся в сведениях, представляемых поставщиками социальных услуг. При этом в целях формирования и ведения реестра используется система межведомственного информационного взаимодействия.
Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино – Балкарской Республики» от 4 декабря 2014г. №193-П «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг Кабардино-Балкарской Республики».

Регистр получателей социальных услуг
Регистр получателей социальных услуг представляет собой информационную систему в сфере социального обслуживания и обладает всеми признаками, названными в ст. 24 Закона. Функции оператора регистра получателей социальных услуг осуществляет уполномоченный орган субъекта РФ либо организация, с которой у уполномоченного органа заключен договор об эксплуатации регистра.
Уполномоченный орган определяется нормативным актом субъекта РФ.
Регистр формируется на основании сведений, предоставляемых в уполномоченный орган поставщиками социальных услуг.
Сведения должны быть представлены в письменном или электронном виде. Оригиналы или заверенные в установленном порядке копии указанных сведений подлежат обязательному хранению у поставщика социальных услуг без срока давности.
Формирование и ведение регистра осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации требований к обеспечению безопасности сведений, ограничений по использованию информации и при условии применения программно-технических средств, позволяющих идентифицировать лицо, осуществляющее формирование и ведение регистра.
Из обязанности поставщиков социальных услуг предоставлять информацию в регистр следует их ответственность за достоверность и актуальность предоставляемой информации. Проверку информации проводит уполномоченный орган, в распоряжении которого имеются возможности межведомственного информационного взаимодействия с другими органами и организациями на основании.
Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики от 14 ноября 2014 г. № 178-П «Об утверждении Порядка формирования и ведения регистра получателей социальных услуг в Кабардино-Балкарской Республике».

Требования к порядку предоставления социальных услуг
Порядок предоставления социальных услуг является комплексным документом, обязательным для исполнения всеми поставщиками социальных услуг (и юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями).

Постановление Правительства КБР от 10.12.2014 № 282-ПП «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Кабардино-Балкарской Республике»

Стандарты социальных услуг
Сфера социального обслуживания населения вместе с общероссийской административной реформой находится в стадии перехода на принципы управления по результатам.
Важнейшей составляющей модели управления по результатам являются стандарты услуг, внедрение которых формирует систему управления качеством оказания услуг.
В свою очередь стандарты являются основой для разработки нормативов затрат, позволяя увязать объем и результаты бюджетных расходов, а также формируют гарантии качества социального обслуживания для всех граждан, проживающих на территории региона и оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Стандарты услуг представляют собой естественную основу для формирования государственного задания.
Стандарт социальной услуги — основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг.
Стандарт является частью требований к порядку предоставления социальных услуг. Включает в себя:
• описание социальной услуги, в том числе ее объем;
• сроки предоставления социальной услуги;
• подушевой норматив финансирования социальной услуги;
• показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;
• условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности;
• иные необходимые для предоставления социальной услуги

Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании
Понятие «профилактика обстоятельств, обусловливающих потребность в социальном обслуживании» считается одним из основных понятий, используемых в Законе. Это система мер, которая направлена на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Профилактика обстоятельств, обусловливающих потребность в социальном обслуживании, осуществляется путем:
• обследования условий жизнедеятельности гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий;
• анализа данных государственной статистической отчетности, проведения при необходимости выборочных социологических опросов.
• мероприятия по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, осуществляются в том числе в рамках региональных программ социального обслуживания, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации
В качестве критериев нуждаемости гражданина в социальном обслуживании рассматриваются нуждаемость в круглосуточной, постоянной или временной посторонней помощи вследствие частичной или полной утраты возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности из-за ограничения способности к самообслуживанию и (или) самостоятельному передвижению. Также рассматриваются социально-экономические факторы, такие как одиночество, отсутствие трудоспособных близких родственников, обязанных осуществлять помощь и уход, отдаленность их проживания, проблемы экономического характера, отсутствие жилья.

Плата за социальные услуги
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:
— несовершеннолетним детям;
— лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
— инвалидам и участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Для остальных граждан основным критерием для получения бесплатного социального обслуживания будет размер среднедушевого денежного дохода получателя социальных услуг, в который входят не только зарплата или пенсия, но и все другие источники дохода, в том числе и единовременные выплаты. Если среднедушевой доход меньше или равен предельной величине среднедушевого дохода, установленной законом субъекта Российской Федерации, то социальные услуги будут предоставляться бесплатно,
Размер платы за социальные услуги устанавливается на основе тарифов на оказание социальных услуг. Как и в случае с оказанием платных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме, законом устанавливается предельный размер платы за социальное обслуживание в стационарной форме, а именно размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Расчет дохода и размера платы производится на дату обращения за предоставлением социальных услуг.

Постановление Правительства КБР от 10.12.2014 № 283-ПП «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания в Кабардино-Балкарской Республике».
Постановление Правительства КБР от 10.12.2014 № 287-ПП «Об утверждении порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг в Кабардино-Балкарской Республике».

Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания

Независимая система оценки качества работы организаций социального обслуживания включает в себя обеспечение полной, актуальной и достоверной информацией о порядке предоставления организацией социальных услуг, в том числе в электронной форме, а также формирование результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности.
При этом независимая оценка качества оказания услуг вне зависимости от вида проверяемой организации является одной из форм общественного контроля. Она нацелена, во-первых, на предоставление гражданам информации о качестве оказания услуг проверяемыми организациями, а во-вторых, на повышение качества деятельности таких организаций.
Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания предусматривает оценку условий оказания услуг по ряду общих критериев.
Информация о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания должна использоваться при выработке мер по совершенствованию деятельности организаций социального обслуживания.
Сами организации на основе рекомендаций и предложений органов власти разрабатывают планы об улучшении качества работы организации и утверждают такие планы по согласованию с органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя. Планы мероприятий по улучшению качества работы организации размещаются на официальных сайтах организаций в сети Интернет.
Распоряжение Правительства КБР от 29 января 2016 года №31-рп об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, ответственных за формирование независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений Кабардино-Балкарской Республики, оказывающих услуги в сферах здравоохранения, образования, культуры, спорта и социального обслуживания.

Перечень

законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Кабардино – Балкарской Республики принятых в рамках реализации
Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Российская Федерация

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2014 г. №581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. №1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно»
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг»
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 1239 «Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»»
Приказ Минтруда России от 17 апреля 2014 г. № 258н «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания»
Приказ Минтруда России от 28 марта 2014 г. №159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг»
Приказ Минтруда России от 30 июля 2014 г. № 425н «Об утверждении примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания»
Приказ Минтруда России от 18 сентября 2014 г. № 651н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга»
Приказ Минтруда России от 30 июля 2014г. № 500н «Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг»
Приказ Минтруда России от 25 июля 2014 г. № 485н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению регистра получателей социальных услуг»
Приказ Минтруда России от 25 июля 2014 г. № 484н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг»
Приказ Минтруда России от 30 июля 2014 г. № 505н «Об утверждении рекомендуемых нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания»
Приказ Минтруда России от 13 августа 2014 г. № 552н «Об утверждении рекомендуемых норм питания получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания»

Кабардино-Балкарская Республика

Закон КБР от 16.12.2014 № 66-РЗ «О регулировании отношений в сфере социального обслуживания граждан в Кабардино-Балкарской Республике»
Постановление Правительства КБР от 02.09.2014 № 196-ПП «Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Кабардино-Балкарской Республике»
Постановление Правительства КБР от 06.10.2014 № 222-ПП «О внесении изменений в Положение о Министерстве труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики»
Постановление Правительства КБР от 26.11.2014 № 275-ПП «Об утверждении Порядка организации и осуществлении в Кабардино-Балкарской Республике регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан»
Постановление Правительства КБР от 02.12.2014 № 277-ПП «О внесении изменений в некоторые постановления Кабардино-Балкарской Республики»
Постановление Правительства КБР от 10.12.2014 № 283-ПП «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания в Кабардино-Балкарской Республике»
Постановление Правительства КБР от 10.12.2014 № 281-ПП «Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Кабардино-Балкарской Республики»
Постановление Правительства КБР от 10.12.2014 № 282-ПП «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Кабардино-Балкарской Республике»
Постановление Правительства КБР от 10.12.2014 № 286-ПП «Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Кабардино-Балкарской Республики»
Постановление Правительства КБР от 10.12.2014 № 284-ПП «Об утверждении нормативов обеспечения мягким инвентарем в организациях социального обслуживания Кабардино-Балкарской Республики»
Постановление Правительства КБР от 10.12.2014 № 287-ПП «Об утверждении порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг в Кабардино-Балкарской Республике»
Постановление Правительства КБР от 10.12.2014 № 285-ПП «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в связи с реализацией полномочий Кабардино-Балкарской Республики в сфере социального обслуживания»
Постановление Правительства КБР от 23.04.2015 № 76-ПП «О внесении изменений в постановления Правительства КБР от 10 декабря 2014 г. № 282-ПП и от 10 декабря 2014 г. № 283-ПП»
Распоряжение Правительства КБР от 29 января 2016 года №31-рп. «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, ответственных за формирование независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений Кабардино-Балкарской Республики, оказывающих услуги в сферах здравоохранения, образования, культуры, спорта и социального обслуживания»
Приказ Министерства труда и социального развития КБР от 26.09.2014 № 146-П «Об утверждении порядка расходования государственными казенными учреждениями социального обслуживания КБР средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг»
Приказ Министерства туда, занятости и социальной защиты КБР от 14.11.2014 № 178-П «Об утверждении Порядка формирования и ведения регистра получателей социальных услуг в Кабардино-Балкарской Республике»
Приказ Министерства туда, занятости и социальной защиты КБР от 01.12.2014 № 190-П «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Приказ Министерства туда, занятости и социальной защиты КБР от 03.12.2014 № 192-П «О признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании»
Приказ Министерства туда, занятости и социальной защиты КБР от 04.12.2014 № 193-П «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг Кабардино-Балкарской Республики»
Приказ Министерства туда, занятости и социальной защиты КБР от 05.12.2014 № 194-П «Об утверждении форм договоров о предоставлении социальных услуг»

Использованная литература:

Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», под редакцией Курманов Э.Р.
Авторы: Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А., Кузнецова О.В., Слесарев С.А.

Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», постатейный.
Автор: Борисов А.Н.

(8662) 42-20-08
Отдел организации социального обслуживания
(8662) 42-58-07
Отдел социальной защиты семьи и детства
(8662) 42-56-02
Отдел социальных выплат отдельным категориям граждан
(8662) 42-49-47
Горячая линия МТЗ и СЗ КБР
(8662) 42-32-96
(8662) 42-59-14
(8662) 42-59-63
Отдел по предоставлению льгот по
оплате жилищно-коммунальных услуг (ЕДК)
(8662) 42-59-07
(8662) 42-40-68
Отдел организации ежемесячных денежных выплат (ЕДВ)
(8662) 42-59-59
Отдел контроля за предоставлением субсидий
(8662) 42-26-90
(8662) 42-15-60
Отдел выплаты пособий семьям с детьми
(8662) 42-58-20
(8662) 42-44-29
Отдел по информационно-аналитическому, методическому обеспечению и связям с общественностью

8-800-200-66-07
Единый социальный телефон
8-800-2000-122
Детский телефон доверия
(8662) 42-49-47
Антикоррупционная линия

16